Как известно, самое ценное в мире бизнеса – информация. О состоянии рынка, запросах потребителя, о планах и преимуществах конкурентов, окупаемости затрат. Очень важно знать об отношении клиентов к оказанным услугам – степени удовлетворения потребностей, качестве обслуживания, встречных предложениях.
В конкуренции одерживает победу тот, кто учитывает достоверную информацию о предпочтениях и впечатлениях потребителей услуг – представителей разного пола и возраста, людей с различным уровнем дохода и притязаниями.
Такая информация выполняет роль зеркала, в котором персонал видит собственное отражение – достигнутые цели, оценку своих стараний, меру воплощения усилий. Ряды цифр, полученных по обратной связи с пациентами лучшими работниками, – своеобразный камертон для остальных.
Обратная связь с пациентами встраивается в общую систему управления качеством услуг и персоналом. Она может осуществляться в различных формах – посредством телефонных и почтовых опросов, анкетирования и интервью в клинике. В зависимости от целей исследования обратная связь проводится до, после или до и после прохождения лечения. Чтобы обратная связь была информативной и достоверной, а значит максимально полезной в управлении, надо соблюдать некоторые условия ее проведения:
Если предполагается сравнивать между собой достижения отдельных стоматологов, то о каждом из них должны высказать мнения 20 и более пациентов, что в значительной степени позволяет избежать тенденциозности в ответах и недостоверности данных.
В стоматологии Локис почти 15 лет действует постоянная обратная связь с пациентами.
Спустя 1-2 недели после завершения конкретного этапа или лечения целом практически каждого пациента опрашивают по телефону с целью выяснить его впечатления о визите в клинику, результатах лечения и мнение о работе медицинского и обслуживающего персонала. Опрос проводится по стандартизованной анкете. Это означает, что каждому пациенту в одинаковой форме задается заранее определенное число вопросов, при этом вопросы «закрыты», т.е. содержат конкретные предлагаемые респонденту варианты ответов. В заключение опроса отвечающему предоставляется возможность в свободной форме дополнительно высказать свои замечания и предложения, которые затем классифицируются обработчиками.
Опросник отражает основные идеи новой парадигмы взаимодействия (НПВ) врача с пациентом. С его помощью фиксируется, как пациенты оценивают:
Такая структура и содержание опросника, предназначенного для обратной связи, позволяет отслеживать эффективность реализации НПВ.
Особое значение обратной связи заключается в том, что она позволяет сразу же реагировать на замечания пациентов по поводу лечения и обслуживания, особенно в случаях выявления дискомфорта. Оператор телефонной обратной связи незамедлительно ставит в известность врача о том, что его пациент нуждается в помощи или консультации. Коммерческое значение такой операции – пациент устраняет дискомфорт у нас, а не у наших конкурентов, он не разочарован, а убеждается в нашем ответственном и уважительном отношении к нему. Психологический результат – пациент не оставлен наедине с неприятными ощущениями, он знает, что врач готов сразу же оказать помощь и его не надо просить об этом – он сам позвонит.
Как было отмечено, основные цели, которые ставит перед собой врач в условиях платного приема, направлены на формирование доверия со стороны пациента. При получении обратной связи достаточно, как нам кажется, ограничиться четырьмя основными показателями (эмпирическими индикаторами) доверия – качество лечения; оправданность стоимости; желание пациента обращаться за помощью, когда в этом возникает необходимость; желание советовать клинику (врача) знакомым и близким.
На основе полученной статистики можно утверждать, что доверие пациента к врачу – неоднозначный и труднодостижимый результат.
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!