Стоматология Локис

Маркеры поведения в стоматологии

Особенности обязательного общения стоматолога и пациента

Маркеры – это вербальный или невербальный признак поведения, чувства, преимущества, при помощи которого достигается желаемое воздействие на партнера, определенная коммуникативная цель – коммерческая или психологическая.

Целевое знаковое общение осуществляется при помощи маркеров.

Психологическая подготовка медицинского и обслуживающего персонала заключается, в частности, в том, чтобы научить врачей, ассистентов и администраторов осознанно использовать маркеры мастерства, уважительного отношения к пациенту и устранять знаки непрофессионализма небрежения к личности, которые неосознанно, а иногда вследствие халатности сопровождают взаимодействие с пациентами.

Каково функциональное назначение маркеров в стоматологии?

По оценкам специалистов «Локис» можно выделить три функциональных направления целевого знакового общения.

  1. Целевое знаковое общение обеспечивает активное и осознанное управление пациентом:
  • поведением и состоянием на приеме;
  • оценками, впечатлениями во время и после приема;
  • отношением к врачу, болезни, предписаниям;
  • принятием решений о содержании и объеме лечения.
  1. Целевое знаковое общение помогает персоналу достигать коммерческие цели:
  • акцентировать внимание пациентов на достижениях современной стоматологии;
  • подавать «товар лицом»
  • оправдывать стоимость лечения.
  1. Целевое знаковое общение позволяет персоналу реализовывать психологические цели:
  • демонстрировать профессионализм;
  • показывать пациенту заботу о нем, уважение, радушие;
  • проявлять индивидуальный подход;
  • укреплять контакты;
  • показывать лучшие качества своей личности;
  • завоевывать доверие.

Во взаимодействии с пациентами специалисты «Локис» используют разные маркеры:

Маркеры субъектного, гуманистического отношения к пациентам:

  • культуры обслуживания;
  • радушия;
  • уважения;
  • внимания;
  • индивидуального подхода;

Маркеры профессионального мастерства персонала:

  • профессионального мышления врача;
  • ответственного отношения врача и ассистента к делу;
  • собранности и психологической совместимости;

Маркеры «хорошего» человека:

  • честного;
  • ответственного;
  • отзывчивого;
  • соучаствующего, сопереживающего;
  • доброжелательного;

Маркеры достижений клиники:

  • безопасности лечения;
  • качества и эстетики работ;
  • современных технологий;

Маркеры признательности пациенту и комплиментарности (в обоснованных случаях):

  • позитивной оценки здоровья пациента и состояния полости рта;
  • поощрения за «хорошее поведение» – сохранение спокойствия, широко открытый рот, правильное заполнение анкеты о здоровье, мужественное преодоление неприятных ощущений, подробное изложение жалоб, внимательное восприятие информации врача, принятие ответственных решений относительно объема и содержания лечения и т.д.

Умение осуществлять целевое знаковое общение – показатель высокого уровня профессионального мастерства врача в условиях платных услуг.

Недостатки и ошибки в целевом знаковом общении снижают уровень профессионализма врача, уменьшают влияние его личности на пациента, обнаруживают несоответствие его деятельности условиям рынка, снижают его конкурентоспособность.

Обучить персонал правильно создавать и использовать маркеры – важнейшая задача руководителя фирмы. Неумение или нежелание применять маркеры профессионализма, гуманизма, нравственности, безопасности и порядка может в значительной мере, а то и вовсе обесценить финансовые, физические и интеллектуальные затраты коллектива.

Наблюдения показывают, что многие стоматологические клиники и фирмы достигают большего, чем способны донести до сознания пациентов. Результат – менее эффективная отдача капиталовложений и человеческих ресурсов. Нередко отмечается парадоксальная ситуация: профессионал высочайшего класса производит отталкивающее впечатление своей символической палитрой, стереотипами обращений, ассоциирующихся с душевной глухотой небрежным отношением к индивидуальности пациента. Исследования показывают, что только систематическое обучение врачей и ассистентов применению маркеров приносит положительные результаты, и то не во всех случаях – уж очень укрепилась идеология «делаю – как умею», «лечу зубы, остальное неважно».

Уважительное отношение медперсонала к субъектной реальности индивида проявляется в таких аспектах:

  • в сочувствии и понимании человека, у которого отмечаются те или иные проявления психологического напряжения – мнительность, невротичность, апатическая или тревожная депрессия и т.д.

Увы, не все врачи и ассистенты обладают знаниями по экспресс-диагностике психологических состояний пациентов и способны адекватно воздействовать на них с целью психокоррекции;

  • в упреждении психологического и физического дискомфорта в процессе приема. К сожалению, не всегда врач и ассистент настолько внимательны, чтобы заметить признаки эмоциональной тревоги, волнения, мобилизации организма, не столь ответственны, чтобы в обязательном порядке релаксировать пациента, подготовить к манипуляциям, и не столь хорошо подготовлены, чтобы делать это быстро и эффективно;
  • в разъяснениях и наставлениях пациентов по поводу возможного дискомфорта или осложнения после лечения. Нередко стоматологи бегло выполняют или вовсе опускают этот элемент обязательного профессионального общения с пациентами – не хватает времени, не всегда его хочется осуществить, не во всех случаях он кажется уместным. В первую очередь, это касается стоматологов — терапевтов. В результате пациент в случае дискомфорта остается один на один со своими тревогами, иногда беспокоясь напрасно, ибо все, оказывается, идет как положено. ( Этот аспект общения с пациентами во многих случаях можно доверить подготовленному ассистенту).

Уважительное отношение к личности реальности пациента проявляется в следующем:

  • в соблюдении его прав как потребителя услуг – полнота информации о проблеме, согласование выполняемого плана лечения, разъяснение гарантий, соблюдений условий Договора на предоставление услуг;
  • в адресном внимании к его интересам, запросам, пожеланиям;
  • в принятии пациента таким, каким он есть, – с его менталитетом, интеллектом, характером, эмоциями, коммуникативными привычками, нравственными качествами;
  • в учете его стоматологического опыта и уровня стоматологической культуры.

Субъективно-ориентированное общение учитывает индивидуально-типологические особенности пациента:

  • психический статус – соответствие «норме», наличие проблемных особенностей личности;
  • эмоциональное состояние во время приема – напряжение, тревога, боязнь, страх;
  • ведущую сенсорную систему – аудиальный, визуальный, кинестетический тип;
  • уровень притязаний – повышенный, не выраженный, сниженный;
  • доминирующие свойства личности – характер, эмоции, интеллект, воля, нравственные качества, коммуникативность (активность и эффективность общения), коммуникабельность (приятность в общении);
  • уровень материального обеспечения – высокий, средний, низкий.

К сожалению, ни вузовская программа, ни последипломное усовершенствование не дают врачу необходимой подготовки. Однако повседневная практика требует от специалистов, чья деятельность построена на взаимодействии с людьми, знаний основ экспресс диагностики, техник убеждающего и внушающего воздействия, приемов психокоррекции.

Отсутствие информации на этот счет оставляет стоматолога один на один с малопонятным и сложным миром человека, проявляющего в двух аспектах – индивид и личность. В результате пациент не чувствует «настроенности» врача на свою индивидуальность, сетует на недостаток внимания и опеки.

😀 Улыбайтесь Ярко с Локис!