Маркеры – это вербальный или невербальный признак поведения, чувства, преимущества, при помощи которого достигается желаемое воздействие на партнера, определенная коммуникативная цель – коммерческая или психологическая.
Целевое знаковое общение осуществляется при помощи маркеров.
Психологическая подготовка медицинского и обслуживающего персонала заключается, в частности, в том, чтобы научить врачей, ассистентов и администраторов осознанно использовать маркеры мастерства, уважительного отношения к пациенту и устранять знаки непрофессионализма небрежения к личности, которые неосознанно, а иногда вследствие халатности сопровождают взаимодействие с пациентами.
Каково функциональное назначение маркеров в стоматологии?
По оценкам специалистов «Локис» можно выделить три функциональных направления целевого знакового общения.
Во взаимодействии с пациентами специалисты «Локис» используют разные маркеры:
Маркеры субъектного, гуманистического отношения к пациентам:
Маркеры профессионального мастерства персонала:
Маркеры «хорошего» человека:
Маркеры достижений клиники:
Маркеры признательности пациенту и комплиментарности (в обоснованных случаях):
Умение осуществлять целевое знаковое общение – показатель высокого уровня профессионального мастерства врача в условиях платных услуг.
Недостатки и ошибки в целевом знаковом общении снижают уровень профессионализма врача, уменьшают влияние его личности на пациента, обнаруживают несоответствие его деятельности условиям рынка, снижают его конкурентоспособность.
Обучить персонал правильно создавать и использовать маркеры – важнейшая задача руководителя фирмы. Неумение или нежелание применять маркеры профессионализма, гуманизма, нравственности, безопасности и порядка может в значительной мере, а то и вовсе обесценить финансовые, физические и интеллектуальные затраты коллектива.
Наблюдения показывают, что многие стоматологические клиники и фирмы достигают большего, чем способны донести до сознания пациентов. Результат – менее эффективная отдача капиталовложений и человеческих ресурсов. Нередко отмечается парадоксальная ситуация: профессионал высочайшего класса производит отталкивающее впечатление своей символической палитрой, стереотипами обращений, ассоциирующихся с душевной глухотой небрежным отношением к индивидуальности пациента. Исследования показывают, что только систематическое обучение врачей и ассистентов применению маркеров приносит положительные результаты, и то не во всех случаях – уж очень укрепилась идеология «делаю – как умею», «лечу зубы, остальное неважно».
Уважительное отношение медперсонала к субъектной реальности индивида проявляется в таких аспектах:
Увы, не все врачи и ассистенты обладают знаниями по экспресс-диагностике психологических состояний пациентов и способны адекватно воздействовать на них с целью психокоррекции;
Уважительное отношение к личности реальности пациента проявляется в следующем:
Субъективно-ориентированное общение учитывает индивидуально-типологические особенности пациента:
К сожалению, ни вузовская программа, ни последипломное усовершенствование не дают врачу необходимой подготовки. Однако повседневная практика требует от специалистов, чья деятельность построена на взаимодействии с людьми, знаний основ экспресс диагностики, техник убеждающего и внушающего воздействия, приемов психокоррекции.
Отсутствие информации на этот счет оставляет стоматолога один на один с малопонятным и сложным миром человека, проявляющего в двух аспектах – индивид и личность. В результате пациент не чувствует «настроенности» врача на свою индивидуальность, сетует на недостаток внимания и опеки.
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!